Адвокат по коррупционным преступлениям

Несомненно, противодействие коррупционным проявлениям является одним из приоритетных и важнейших направлений государственной политики. Однако, в нашей стране, в условиях, когда самые благие цели, которые декларируются в высших эшелонах государственной власти, на местах могут трансформироваться в действия, направленные на достижение положительных показателей в статистике, на устранение неугодных руководителей и чиновников, либо на захват перспективного и прибыльного бизнеса, представляется, что никто из указанных руководителей, чиновников, предпринимателей не может быть застрахован от неприятностей, которые несет в себе антикоррупционный блок Уголовного кодекса РФ, таких как статьи 201, 204, 285, 290, 291, 291.1 УК РФ.

Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», «коррупция» – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Сложность работы адвоката по защите интересов подозреваемых, обвиняемых в совершении коррупционных преступлений обусловлена прежде всего тем, что производство предварительного расследования преступлений в данной сфере, как правило, поручается самым опытным, высококвалифицированным следователям. При этом, в большинстве случаев, оперативное сопровождение расследования возлагается на оперативные, оперативно-технические подразделения ФСБ, либо аналогичные подразделения МВД в составе главных управлений. Данные обстоятельства предполагают высококвалифицированную, качественную работу связки, в которой работают следствие и оперативная поддержка. Ни для кого, думаю, не является большим секретом, то, что расследование преступлений коррупционного характера постоянно находится и на пристальном контроле надзирающего органа – прокуратуры, причем нередко регионального уровня.

Таким образом, становится очевидным, что вся правоохранительная машина государства, со всей свойственной ей мощью, работает на выявление, изобличение, предание самому «немилосердному» суду лиц, в отношении которых появляется информация о причастности к «коррупционным схемам».

Как правило, в большинстве случаев, задержанию по подозрению в совершении коррупционных преступлений предшествует довольно — таки продолжительная и объемная оперативная работа, направленная на установление связей лиц, являющихся «объектами оперативного интереса», на изучение их образа жизни, на соответствие уровня расходов размеру дохода, на наличие дорогостоящего имущества, либо бизнеса, в том числе и оформленного на родственников и близких лиц. При возникновении обоснованных подозрений в том, что человек «берет», либо иным образом «улучшает свое благосостояние», возможно более пристальное внимание к интересующему «объекту», которое может выразиться в проведении негласных оперативно — розыскных мероприятиях (прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и т.п.). В завершение, при наличии проверенной, достоверной информации о коррупционной деятельности «объекта», принимается решение о реализации собранного материала, то есть о задержании данного лица, которое может иметь различную форму, например: в ходе проведения «оперативного эксперимента», то есть — «задержание с поличным».

Таким образом, в большинстве уголовных дел о коррупционных преступлениях, результаты оперативно — розыскной деятельности являются основным источником, использующимся для формирования доказательной базы по делу.

Данное обстоятельство, при работе опытного адвоката — защитника по коррупционным делам, предполагает детальный, многосторонний, критический анализ как таких оперативных материалов, так и доказательств по уголовному делу, полученных с их использованием следователем в рамках уголовно – процессуального закона.

Такой анализ, в обязательном порядке предусматривает самую тщательную проверку качества таких доказательств, строгое соответствие процедуры их получения нормам Конституции РФ, ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности», Уголовно — процессуального кодекса РФ, а также нормам иных подзаконных актов и внутриведомственных нормативных документов, то есть оценку их допустимости, относимости и достоверности. Для этого проверяется, имелись ли основания для проведения оперативно — розыскных мероприятий, проводились ли они уполномоченными лицами, надлежащим ли образом оформлялись их результаты, выясняются фактические обстоятельства при которых проводились ОРМ, имеются ли соответствующие постановления о их проведении и последующей передаче материалов следователю, имел ли место судебный контроль при проведении таких ОРМ в случаях, когда такой контроль предусмотрен нормами федерального законодательства.

Проверяется и законность введения в материалы дела предмета взятки, либо коммерческого подкупа, который может быть введен актом осмотра помещения, транспортного средства или участка местности, протоколом личного обыска подозреваемого, протоколом осмотра места происшествия, может быть изъят в ходе обыска, либо выемки.

Несомненно, адвокатом в каждом случае прорабатывается версия защиты о возможно имевшихся провокации или вымогательстве взятки (ст. 290, 291 УК РФ), либо коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ), либо о сугубо гражданско – правовой природе финансовых отношений между подозреваемым, обвиняемым и лицом, которое по версии следствия передало незаконное вознаграждение (взятку). Кроме того, важно установить, подтверждается ли материалами дела должностное положение субъекта преступления, объем его полномочий. При наличии оснований необходимо категорично, обоснованно, с представлением соответствующих доказательств, опровергать такую позицию органов предварительного следствия. Анализируя материалы дела, важно просчитать, возможно ли, что со стороны взяткодателя, имел место быть оговор.

С учетом фактических обстоятельств ситуации адвокат, специализирующий на защите в сфере коррупционных преступлений, совместно с подзащитным оценивает перспективы, и при возможности, способствует прекращению уголовного преследования, либо переквалификации обвинения в получении взятки (незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе) в том, либо ином размере, на более «мягкую» статью уголовного закона, например на мошенничество (ст. 159 УК РФ), на злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), либо на превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Несомненно, с учетом размеров и видов наказаний, которые предусмотрены УК РФ за совершение данных преступлений, при такой переквалификации положение обвиняемого улучшится, и как следствие, возможно будет вести речь о наказании, не связанном с лишением свободы и многомиллионным штрафом.

Таким образом, если Вы находитесь в затруднительном положении, явившимся следствием каких — то из вышеперечисленных ситуаций, при наличии Вашего интереса в совместной работе, Вы можете связаться с адвокатом Соседовым А.А. для обсуждения вариантов сотрудничества.

Яндекс.Метрика